ФЭНДОМ

Первый мультиплекс цифрового телевидения России — федеральный пакет общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов цифрового телевидения, утверждённый 24 июня 2009 года Указом Президента РФ № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах»[1].

Формирование

В соответствии с Законом "О СМИ" решение по включению и исключению телеканалов и радиоканалов в первый мультиплекс принимает Президент Российской Федерации. В статье 32.1 сказано: «В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации и обеспечения населения социально значимой информацией Президент Российской Федерации утверждает перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, радиоканалов, распространяемых для неопределённого круга лиц без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания».

Вещание

Первый мультиплекс является обязательным для вещания во всех видах цифрового эфирного (DVB-T2), кабельного и спутникового телевидения на всей территории России.

Многие российские операторы цифрового кабельного и спутникового телевидения не транслируют федеральные радиоканалы, входящие в первый мультиплекс.

В 2009 году в России государственной комиссией по радиочастотам был утверждён частотно-территориальный план первого мультиплекса для цифрового эфирного вещания в дециметровом диапазоне 470—862 МГц[2].

Цифровое эфирное телевещание первого мультиплекса в России осуществляет только «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС)[3].

С 2009 года ФГУП «Космическая связь» начала осуществлять из Федерального центра мультиплексирования (Москва, улица Шаболовка, дом 37) спутниковое вещание в стандарте MPEG-4, первого мультиплекса для приёма и последующей передачи в наземных сетях цифрового эфирного телевидения РТРС[4].

В 2010 году РТРС начала запускать в России цифровое эфирное телевещание первого мультиплекса, с регионов Дальнего Востока[5]. С 2010 до 2013 года в России цифровое эфирное телевещание первого мультиплекса производилось в стандарте DVB-T.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 3 марта 2012 года № 287-р, c 2012 года цифровое эфирное телевещание первого мультиплекса в России ведётся в стандарте DVB-T2[6][7].

Приём телесигнала первого мультиплекса

Приём в цифровом эфирном телевидении DVB-T2

Первый мультиплекс в цифровом эфирном телевидении DVB-T2 на всей территории России является бесплатным, незакодированным и открытым для приёма, без применения системы условного доступа[8][9].

Приём в кабельном и спутниковом телевидении

Первый мультиплекс в цифровом кабельном и спутниковом телевидении является бесплатным на всей территории России[10].

Все каналы первого мультиплекса являются обязательными и общедоступными, что означает обязательное бесплатное вещание в открытом доступе без кодирования сигнала всеми операторами кабельного и спутникового телевидения.

Пакет каналов

В цифровом эфирном телевидении DVB-T2 пакет каналов первого мультиплекса называется «РТРС-1»[11].

В первый мультиплекс входят 10 федеральных телеканалов и 3 федеральных радиоканала[12][13]:

Телеканалы

Радиостанции

Символом "звёздочка" (*) помечены телеканалы в широком формате картинки (соотношение сторон экрана 16:9).

Изменения пакета каналов

  • 20 апреля 2013 года Президент РФ подписал указ[14], согласно которому телеканал ТВ Центр включён в состав первого мультиплекса.

См. также

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 24.06.2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» | Официальное интернет-представительство Президента РФ
  2. Первый мультиплекс получил частотный план | Broadcastihg.ru
  3. Владимир Путин подписал распоряжение о назначении РТРС исполнителем мероприятия по развитию сети вещания 1-го мультиплекса | Официальный сайт РТРС
  4. В рамках выполнения ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) приступило к распространению программ первого мультиплекса на Сибирь и Дальний Восток | Официальный сайт ФГУП «Космическая связь»
  5. Цифра номер один | Российская газета
  6. Распоряжение Правительства РФ № 287-р от 3 марта 2012 | Официальный сайт РТРС
  7. Цифровое эфирное телевидение и стандарт DVB-T2 | Официальный сайт РТРС
  8. Цифровое ТВ в России не будет шифроваться | Деловая газета «Известия»
  9. РТРС напоминает: цифровое эфирное телевидение общедоступно и бесплатно | Официальный сайт РТРС
  10. Цифра в эфире | Российская газета
  11. Пакеты телеканалов цифрового эфирного вещания (мультиплексы) | Официальный сайт РТРС
  12. Указом президента России изменен состав первого мультиплекса | Официальный сайт РТРС
  13. 17 мая 2013 года началась трансляция полного цифрового пакета телеканалов РТРС-1 | Официальный сайт РТРС
  14. «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» и в перечень, утверждённый этим Указом»

Ссылки