ФЭНДОМ

Второй мультиплекс цифрового телевидения России — федеральный пакет общероссийских необязательных общедоступных телеканалов цифрового телевидения, определённый в результате конкурса Роскомнадзора 14 декабря 2012 года[1]. В отличие от телеканалов, вошедших в Первый мультиплекс цифрового телевидения России, вошедшие телеканалы не являются обязательными для бесплатного распространения операторами спутникового и кабельного вещания.

Формирование второго мультиплекса

14 декабря 2012 года Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию на заседании под председательством руководителя Роскомнадзора Александра Жарова подвела итоги конкурса на получение права осуществлять эфирное наземное вещание с использованием позиции во втором мультиплексе — при осуществлении наземного эфирного вещания[2]. Условия конкурса: время вещания — «ежедневно, круглосуточно»; концепция вещания — «свободная»; соотношение программ отечественного производства не менее 55% по отношению к программам зарубежного производства в эфире телеканала. В конкурсе могли участвовать те телекомпании, которые имеют универсальную лицензию на вещание и территорию распространения — Российская Федерация. Претендентами на включение во второй мультиплекс являлись[3][4]: 2х2, Пятница, Дождь, Домашний, Мир, МУЗ-ТВ, Перец, РЕН-ТВ, Спорт, Спорт плюс, СТС, ТВ3, ТВ Центр, ТНТ, О2ТВ, 21+, Russia Today, Звезда, КП-ТВ.

Вещание

Второй мультиплекс не будет обязательным для вещания во всех видах кабельного и спутникового телевидения на всей территории России. Цифровое эфирное телевещание второго мультиплекса в России будет осуществляться только РТРС в стандарте DVB-T2.

В I полугодии 2013 года на конкурсной основе планировалась разработка системного проекта, регламентирующего устройство сети вещания и график работ внедрения сети второго мультиплекса. В первую очередь застраивались сетью второго мультиплекса приграничные регионы, регионы Дальнего Востока, а также крупные населённые центры России с населением 100 тыс. жителей и более (около 170 городов)[5]. РТРС планировал вещать с первых передатчиков второго мультиплекса в 2013 году. Сеть цифрового эфирного телевещания второго мультиплекса будет строиться на технической базе первого мультиплекса. Полностью строительство сети завершится в 2015 году[6].

В настоящее время начато тестовое цифровое эфирное телевещание второго мультиплекса в г. Хабаровске[7] (и большинстве населённых пунктов Хабаровского района), г. Магадане[8] и г. Казани[9].

16 апреля 2014 Министерством связи РФ принято решение отключить передатчики 2-го мультиплекса в городах с населением менее 50 тыс. человек, что было сделано 23 июня 2014. Отключены передатчики только 2-го мультиплекса и только на тех телевизионных станциях, чья расчетная целевая аудитория ниже указанных 50 тыс.сельчанам не видать 2-ой мультиплекс?????????

Это значит, например, что если башня установлена в поселке с населением 1000 чел., то 2-ой мультиплекс отключается, но если этот посёлок находится в пригороде города с населением 49 тыс. чел., и вещает на этот город, то 2-ой мультиплекс продолжит работу.

Приём телесигнала второго мультиплекса

Приём в цифровом эфирном телевидении DVB-T2

Второй мультиплекс в цифровом эфирном телевидении DVB-T2 на всей территории России будет бесплатным, незакодированным и открытым для приёма, без применения системы условного доступа[10][11].

Приём в спутниковом и кабельном телевидении

Все каналы второго мультиплекса известны абонентам цифрового спутникового и кабельного телевидения. Участие в составе эфирного мультиплекса не даёт преимуществ перед другими телеканалами, так как указанные каналы являются необязательными. Операторы связи обычно предоставляют доступ для абонентов к таким каналам бесплатно, что является проявлением конкурентной борьбы с РТРС.

Пакет каналов

В цифровом эфирном телевидении DVB-T2 пакет каналов второго мультиплекса называется «РТРС-2»[12].

Согласно проведённому 14 декабря 2012 года конкурсу Роскомнадзора, во второй мультиплекс вошли 10 федеральных телеканалов[13]:

Конкурс на 12 позицию состоялся 25 сентября 2013 г. Победителем признан Православный канал "Спас". http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news21967.htm

Символом "звёздочка" (*) помечены телеканалы в широком формате картинки (соотношение сторон экрана 16:9).

Изменения пакета каналов

  • 16 апреля 2014 Министерством связи РФ принято решение отключить передатчики 2-го мультиплекса в городах с населением менее 50 тыс. человек
  • 20 апреля 2013 года Президент РФ подписал указ[14], согласно которому телеканал «ТВ Центр» включён в состав первого мультиплекса[15].
  • 15 октября 2013 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) объявила конкурс на получение права эфирного вещания с использованием пятой позиции во втором мультиплексе[16], которую ранее занимал телеканал «Спорт» холдинга ВГТРК[17]. Конкурс был проведён 18 декабря 2013 года. Телеканал «Спорт» прекратил вещание в мультиплексе.
  • 30 сентября 2015 года состоялся конкурс на шестую позицию во втором мультиплексе, в связи с переходом канала «Спорт плюс» на третью позицию в первый мультиплекс. Шестую позицию во втором мультиплексе занял телеканал «Пятница!».

Видео

Второй мультиплекс выбор посредственных телеканалов05:10

Второй мультиплекс выбор посредственных телеканалов

Роскомнадзор определился с перечнем телевизионных каналов, которые войдут во второй цифровой пакет. Из 19-ти заявок конкурсная комиссия выбрала посредственные 10 каналов. В итоге во второй мультиплекс вошли телеканалы, очевидные РЕН-ТВ, ТВЦ, СТС, "Домашний", ТНТ, "Спорт" (ВГТРК), Муз ТВ и не особо популярные и интересные "Спорт +", "Звезда", МИР. В список каналов не вошли Дождь, Перец, MTV, О2ТВ и 2х2, а также не особо популярные и интересные в России Russia Today, "Комсомольская правда", "Мелодия" и "НТВ+".

Россия-24 4

Казань стала первым городом России с вещанием второго мультиплекса00:41

Казань стала первым городом России с вещанием второго мультиплекса

На торжественном мероприятии присутствовал глава Республики Татарстан Рустам Минниханов и другие высокопоставленные гости. Отметим, что во второй мультиплекс входит девять каналов, в том числе и телеканал «Мир». Главное отличие цифрового вещания - это изображение высокой чёткости и отсутствие помех.

Мир 24

См. также

Примечания

  1. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию определила состав второго мультиплекса цифрового эфирного вещания
  2. Роскомнадзор — О проведении конкурсов на получение права осуществлять эфирное наземное вещание, с использованием позиции во втором мультиплексе - при осуществлении наземного эфирного цифрового вещания от 14 декабря 2012 г.
  3. Информация об участниках конкурсов на получение права осуществлять эфирное наземное вещание, с использованием позиции во втором мультиплексе - при осуществлении наземного эфирного цифрового вещания от 14 декабря 2012 г.
  4. Участвовать в конкурсе на вхождение во второй цифровой пакет будут, помимо прочих, 2 спортивных телеканала
  5. Когда запустят второй мультиплекс
  6. Определён системный интегратор для строительства сети второго мультиплекса | Официальный сайт РТРС
  7. Тестовое вещание второго мультиплекса в г. Хабаровск | Филиал "РТРС" — Дальневосточный РЦ
  8. Второй мультиплекс запустили в Магадане
  9. В Казани запущен в эфир пакет программ РТРС-2 | Официальный сайт РТРС
  10. Цифровое ТВ в России не будет шифроваться | Деловая газета «Известия»
  11. РТРС напоминает: цифровое эфирное телевидение общедоступно и бесплатно | Официальный сайт РТРС
  12. Пакеты телеканалов цифрового эфирного вещания (мультиплексы) | Официальный сайт РТРС
  13. [http://www.rsoc.ru/docs/Soobshhenie_o_rezul6tatakh_k_12_12_ot_14_12_2012.doc О результатах конкурсов на получение права осуществлять эфирное наземное вещание с использованием позиции во втором мультиплексе — при осуществлении наземного эфирного цифрового вещания от 14 декабря 2012 г.]
  14. «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. № 715 „Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах“ и в перечень, утверждённый этим Указом»
  15. ТВЦ стал обязательным телеканалом | Газета «Ведомости»
  16. О проведении конкурса на получение права осуществлять эфирное наземное вещание с использованием пятой позиции во втором мультиплексе — при осуществлении наземного эфирного цифрового вещания» от 18 декабря 2013 г.. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (2013-10-15). — Конкурсы и тендеры. Проверено 16 октября 2013.
  17. Канал «Спорт» отказался от места во втором мультиплексе. Lenta.ru (2013-10-16). Проверено 16 октября 2013.

Ссылки