ФЭНДОМ

Пожар на Останкинской телебашне
Ostankino fire august 2000

Дата и время

27 - 28 августа 2000 года
15:08 МСК

Причина

Короткое замыкание

Место происшествия

Останкинская телебашня

Погибли

3 (при падении скоростных лифтов)

Пострадали

около 16 000 000

Пожар на Останкинской телебашне (27 - 28 августа 2000 года) - одна из крупнейших техногенных катастроф, произошедших в Москве после распада СССР и крупнейшее чрезвычайное происшествие в истории российского телевидения.

Хроника

27 августа

Пожар вспыхнул между отметками 454 и 478 метров в антенной части телебашни в результате короткого замыкания во внутренней шахте и передатчика одной из пейджинговых компаний. В 15:08 мск сработала пожарная сигнализация.

Пожарных вызвали жители близлежащих к телебашне домов, первыми увидевшими дым, исходящий из антенной части телебашни.

В 15:17 корреспондент программы Первого канала "Экстренный вызов", находившийся на борту вертолёта Центроспаса МЧС, доставлявшего серьёзно травмированную в ДТП 14-летнюю девочку в одну из детских больниц в Алтуфьево, вместе с оператором заметил шлейф дыма на отметке 460 метров Останкинской телебашни. Информация о задымлении была незамедлительно передана органам МЧС[1]

В 15:30 оборвалось вещание всех дециметровых телеканалов, а также НТВ, ТВЦ, "Культуры" и ныне закрытого ТВ6. В московском эфире остались только ОРТ, РТР, "Столица" и ТНТ, вещавший с Октябрьского поля.[2][3]

В 15:40 начата эвакуация экскурсантов со смотровой площадки и посетителей ресторана "Седьмое небо", завершившаяся через 50 минут.

К 15:45 к телебашне подъехали более сорока пожарных расчётов, но в первые часы они оказались бессильны: необходимы углекислотные и порошковые огнетушители. В 15:50 к телебашне подлетел вертолёт Ка-32 со специальной люлькой, но подлететь к телебашне близко, не повредив антенны, мешают лопасти. В вертолёте располагалась съёмочная группа Первого канала.

В 17:00 Первый канал прекращает трансляцию всех передач и запускает экстренные выпуски новостей. В интервью К. Л. Эрнст заявляет: "Передатчикам Первого канала ничего не угрожает".

Лишь к 18:10 на телебашне было отключено электропитание. Руководитель московских пожарных Коротчик обращался к директору телебашни Мисюлину, затем к вице-мэру Москвы Валерию Шанцеву. Лишь после звонков Ю. М. Лужкову и В. В. Путину питание на телебашне отключено.

В 18:15 оборвалось вещание ОРТ и РТР, радиостанции "Эхо Москвы", мобильные и пейджинговые операторы, чьи передатчики находились на телебашне. Также начались серьёзные перебои с трансляцией телесигнала в другие регионы России и в работе системы связи медицинских и милицейских спецслужб.

В 19:30 с высоты 300 метров рухнули три скоростных лифта. Один из них удержался на стопорах, семерых пожарных из него освободили. Два других рухнули на дно шахты, в одном из них находились трое погибших.

В 21:15 перекрыто движение по всем улицам по периметру телебашни. Больше всего в результате пожара пострадала маршрутная сеть 6-го троллейбусного парка: отменены троллейбусные маршруты № 13 и 69, заменившие их компенсирующие автобусы объезжают телебашню по Звёздному бульвару, укорочены троллейбусные маршруты № 9, 36, 37, 73; на маршрутах № 56, 78, 80 затруднена выдача подвижного состава из парка. Также были изменены 4 автобусных и 2 трамвайных маршрута.

К 22:00 появились сообщения о том, что лопнули несколько тросов, удерживающих телебашню. Появляются слухи о том, что шпиль может рухнуть. Огонь опустился до отметки 280 метров, пожаром охвачены смотровая площадка и ресторан "Седьмое небо".

В 23:15 приблизительно половина корпуса телебашни охвачена дымом светлого цвета.

В 23:30 на сайте Первого канала появилось сообщение о том, что трансляция сигнала Первого канала и России-1 в регионы восстановлена по резервным схемам, но проблемы с синхронизацией сигнала по "Орбитам" сохранялись до вечера 29 августа для "Орбиты-4", 1 сентября для "Орбиты-3", для всех остальных - до 3 сентября [4]

28 августа

Около полуночи в здании телецентра "Останкино" проходит экстренное совещание ФСБ, МВД, Генпрокуратуры и мэра Москвы Ю. М. Лужкова.

Около 0:45 завершена перекоммутация сигнала Первого канала на частоту кабельного канала "Столица". При переходе вещания логотип был поставлен не в тот угол. Сразу после перекоммутации был показан экстренный выпуск программы "Время", записанный около 21:00 27 августа.

В 0:30 рухнули пять лифтов. Последний лифт обрушился в час ночи, однако людей, пропавших без вести накануне, не обнаружено.

В 1:15 председатель ВГТРК Олег Добродеев, глава МВД Владимир Рушайло и глава МЧС Сергей Шойгу представили очередную сводку В. В. Путину. Криминальная версия пожара полностью исключена.

К 17:30 пожар был полностью потушен.

К моменту полной ликвидации пожара в Москве и Московской области работали только два канала - "Столица" в эфирном вещании и Первый канал в онлайн-версии на сайте 1tv.ru. Все остальные каналы вещали через спутниковые сети НТВ+. У 400 тысяч обладателей индивидуальных спутниковых пакетов НТВ+, по данным newsru.com вещание вообще не прерывалось. К онлайн-вещанию имели доступ 2 миллиона москвичей, подключённых к Интернету.

29 августа

В 19:00 представители МЧС и МВД передали телебашню в руки Минпечати и Минсвязи. Принято решение восстановить движение общественного транспорта по улицам Академика Королёва, 1-ой Останкинской и Новомосковской улицам.

Около 21:20 Первый канал восстановил нормальную работу системы поясного вещания "Орбита-4", отключившейся из-за пожара. До этого ретрансляция сигнала в восточные регионы России велась с настройкой сетки вещания по московскому времени.

30 августа

В 18:00 на 11-й метровой частоте запущен временный "Совместный телеканал ОРТ+РТР", на котором для жителей Москвы и Московской области транслировались сериалы и передачи, не попавшие в московский эфир из-за пожара. Новости обоих телеканалов выходили на "Совместном канале" в обычном режиме.

1 сентября

На Октябрьское поле (ТРЦ "Октод") из Санкт-Петербурга доставлен резервный передатчик НТВ, на котором после настройки на 33 ТВК запущен "Совместный телеканал НТВ+Культура"

В 12:20 восстановлена в обычном режиме работа системы "Орбита-3" Первого канала.

Восстановление и модернизация оборудования

4 сентября

  • Канал "Детский проект" прекратил вещание и отдал свой передатчик телеканалу "Культура". Передатчик был вывезен в ТРЦ "Октод" и перенастроен с 29 на 33 ТВК. Передатчик, привезённый НТВ из Санкт-Петербурга, перенастроен на 8 ТВК и запущен по обычной сетке вещания. К вечеру 4 сентября перезапущен останкинский передатчик НТВ.

Также были восстановлено вещание на 1 и 6 ТВК из Останкино.

5 сентября

  • В московский эфир вернулся телеканал РЕН ТВ

7 сентября

В московский эфир вернулся ТВ Центр, разместивший свою временную антенну на ТЭЦ-23 в Метрогородке [5].

Дальнейшее восстановление

Ликвидация последствий пожара продолжалась ещё несколько лет: лишь 14 сентября 2001 года с запуском новой передающей антенны Первого канала вещание полностью нормализовалось.

Интересные факты

Меньше, чем за час до получения первого сообщения о возгорании на телебашне на newsru.com поступили первые сообщения о столкновении на Воткинском водохранилище порожней баржи и "Метеора". Центральные каналы показали репортаж об аварии лишь спустя два дня после ликвидации пожара на телебашне. [6]

Примечания

  1. Экстренный вызов (9.09.2000) на Youtube
  2. Lenta.ru: БЕЗ ТВ: Все центральные каналы российского телевидения прекратили вещание
  3. По данным Lenta.ru СТС и ТВ Центр отключились в 16:20, Первый канал - около 17:00, "Россия-1" - в 18:00 того же дня.
  4. Каналы ОРТ и РТР продолжают вещание на всю территорию России, кроме Москвы и Московской области - 1tv.ru
  5. [1]
  6. [2]

Ссылки

Крупнейшие чрезвычайные происшествия в истории российского телевидения
Телевизионная блокада в ходе Августовского путча (1991)• Штурм телецентра "Останкино" (1993)• Пожар на Останкинской телебашне (2000)• Дело НТВ (2001-2003)

См. также

Эфирные частоты Москвы, изменявшие порядок вещания из-за пожара

  • Телеканал "Столица" временно передал свою частоту Первому каналу
  • Канал "Детский проект" временно прекратил вещание в связи с арендой передатчика каналом "Культура".

Частотный план Москвы во время пожара на Останкинской телебашне

 Farm-Fresh - Крест 16x16Частота отключена